на главную        

Исследование ценностных ориентаций 
младших
(10-12 лет) и старших (13-15 лет) подростков,
 проживающих в сельской местности

           Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
           Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Вместе с тем, культурное состояние личности подразумевает наличие у нее определенных ценностных предпочтений. Именно ценности, по мнению Б.С.Ерасова, предполагают выбор. Те или иные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются человеком и становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и поведение.
             Наиболее интересный с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности подростковый возраст. Особое значение его  для формирования ценностной структуры определяется присущей для этого периода специфической ситуацией развития, характеризующейся, с одной стороны, глубокими изменениями в  сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, и совпадением у современного поколения подростков этих процессов с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых  идеалов, возникновением новых, возрождением забытых ценностей.
              В своей  опытно-экспериментальной работе мы  ставили перед собой следующие задачи:
- выявить доминирующие системы ценностей у детей младшего и старшего подросткового возраста, проживающих в специфических условиях сельского социума;
- проследить, как меняются ценностные ориентации от младшего до старшего подросткового возраста детей, проживающих в сельской местности;
- определить степень взаимосвязанности между ценностными ориентациями подростков, проживающих в условиях сельского социума, и подростков, проживающих в городских условиях.
           Для решения вышеназванных задач мы воспользовались методикой изучения ценностных ориентаций М.Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей. Свою экспериментальную работу мы начали с исследования ценностных ориентаций подростков, проживающих в селе Оськино Хохольского муниципального района
Воронежской области. Всего исследованием было охвачено 33 учащихся 5-9 классов: младшие подростки в возрасте 10-12 лет (группа А) – 15 чел., и старшие подростки  в возрасте 13-15 лет(группа Б) – 18 чел. Процедура эксперимента заключалась в следующем: Респонденту предъявлялся бланк ответов со списком терминальных  ценностей (см. приложение 1). В списке испытуемый присваивал каждой ценности
ранговый номер. Непосредственно перед экспериментом испытуемые были ознакомлены с инструкцией. При этом подросткам предлагалось после прочтения всех восемнадцати ценностей выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им соответственно 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей выбрать  две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места.
              В заключение распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.
Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка, отдельно для 1 и 2 групп испытуемых,  а затем проранжированы полученные средние арифметические (см. приложение 2), (см. приложение 3).
          Ковалев С. В. предлагает своеобразную интерпретацию результатов ранжирования ценностей. Их можно перевести в своеобразный ценностно-ориентационный портрет по следующей схеме: "Главное в моей жизни -  1 и  2, если, конечно, будут 3 и  4.  5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно  7, хотя это и не самое главное. Что касается  8,  9 и  10, то это было бы очень желательно, однако, это не всем удается.  11, 12, 13, 14, 15 и  16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен,
так это в том, что люди, живущие ради  17 и  18 ничего не стоят. Делать из этого цель своего существования просто недостойно1.
          Кроме того, Ковалев С. В. отмечает, что возможно использование как 18-ранговой,  так и  6-ранговой шкалы. Причем преобразование одной шкалы в другую производится по следующей таблице:

Укрупненные ранги ценностей (1-6)

1

2

3

4

5

6

Ранги терминальных ценностей (1-18)

1

2

3,4

5-8

9-15

17,1

           Исходя из этого соотношения, мы будем рассматривать самые крайние ранги: 1, 2 и 17, 18. Так как они, по всей видимости, имеют для испытуемых определенные вес и цену (средние ранги: с 3 по 16 распределяются более равномерно по сравнению с ярковыделившимися ценностями - "лидерами" и ценностями - "аутсайдерами").
            Для того, чтобы произвести сравнительный анализ между ценностными ориентациями подростков, проживающих в условиях сельской местности, и их сверстников, проживающих в условиях города, мы воспользовались работой О.И. Седых «Исследование ценностных ориентаций подростков в возрастных группах…»2
             При анализе полученных данных рейтинг терминальных ценностей младших и старших подростков, проживающих в сельской местности, оказался различным (см. приложение 4).
             Так, для младшей подростковой группы (10-12 лет) лидируют такие ценности, как «хорошие верные друзья», «счастливая семейная жизнь». Для группы подростков 13-15 лет – «здоровье», «любовь». Процент выбора этих ценностей преобладает над другими. Более того, данные ценности не попадают в отвергаемые. В целом мы можем отметить некоторую схожесть и  высокий рейтинг среди исследуемых возрастных групп таких ценностей-целей, как «хорошие верные друзья», «здоровье», счастливая семейная жизнь, построенная на любви друг к другу. Наиболее отвергаемыми ценностями для младших подростков оказались «удовольствия», «свобода». Для старших подростков – «творчество», «красота природы и искусства». Вышеуказанные ценности не носят значимого характера для респондентов. Вышеуказанные ценности не носят значимого характера для респондентов.
             В свете решения поставленных нами в начале работы задач, мы можем сделать некоторые выводы. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для подростков их здоровье (в группе А ср. ар.=5, и в группе Б ср.ар.=1,7), является нетипичной для этого возраста (такой результат оказался для нас весьма неожиданным).
             Однако тот факт, что ценность «хорошие верные друзья» имеет один из наиболее высоких процентов выбора в обеих возрастных  группах (в группе А ср. ар.=3,5, в группе Б  ср. ар.=6,5) имеет свое объяснение. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой. Как пишет И. С. Кон: "Одна из главных тенденций переходного возраста -переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению3. У подростка возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как "наличие хороших, верных  друзей".
       Что касается отвергаемых ценностей, то наше внимание привлек низкий рейтинг ценности «творчество» (возможность творческой деятельности) не только для младших подростков (ср.ар.=12,7), но и для старших (ср.ар.=16). Возможно, понятие творчества для современных старших подростков, старшеклассников размыто, оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусств и культуры. В то же время, как пишет Кривцова В.С.: "пребывание в школе, в которой частое употребление из уст взрослых таких слов как "творчество", "творческий подход" и пр. в совокупности со столь же часто встречаемым осуждением и неприятием всякого нестереотипного поведения, отклонения от "нормы", создает у старшеклассников своеобразную глухоту к самому этому понятию, вызывает раздраженную и негативную реакцию на него"4.
 Вместе с тем, низкий уровень значимости удовольствий (развлечений) в жизни учащихся 5-9 классов (ср.ар.=14,5 в группе А, в группе Б ср.ар.=12,6) не  оказался для нас неожиданным. Основные причины низкого рейтинга данной ценности – это значительная занятость современных сельских подростков  трудом на личном подворье (помощь родителям), серьезное отношение к своим домашним «трудовым» обязанностям, уважительное отношение к труду вообще, традиционно  присущее категории сельских жителей. Все это оставляет немного места для праздности и веселья в жизни сельских подростков.

            Наряду с этим, респонденты группы А отвергают ценность «свобода» как независимость в поступках и действиях. Подростки 13-15 лет (группа Б) помимо ценности «творчество» отвергают также значимость красоты природы и искусства в их жизни.
            С целью выявить общие тенденции и различия в ценностных ориентациях подростков, проживающих в сельской местности, и подростков, проживающих в условиях города, мы провели сравнительный анализ (см. таблицу 2).
Таблица 2

Подростки

Подростки, проживающие в сельской местности

Подростки, проживающие в условиях города

 Воз. группы

 Ценности

Младшие

Подростки (10-12 лет)

Старшие подростки (13-15 лет)

Младшие

Подростки (10-12 лет)

Старшие подростки (13-15 лет)

Доминирующие

ценности

1.Хорошие, верные друзья.

2.Счастливая семейная жизнь.

1. Здоровье.

2. Любовь.

 

1.Здоровье.

2.Интересная работа.

1.Хорошие, верные друзья.

2.Здоровье.

 Отвергаемые

ценности

 1.Удовольствие.

 2.Свобода.

 

1.Творчество;

2.Красота природы и искусства.

 1.Равенство (равные возможности для всех, братство).

2.Познание (возможность расширения своего образования)

 1.Красота природы и искусства.

2.Творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, ценностные предпочтения сельских и городских школьников имеют  некоторые отличия и особенности. Однако во многом рейтинг выбираемых ценностей повторяется. Так, к примеру, совпадают отвергаемые ценности у подростков старшей возрастной группы (творчество, красота природы и искусства), что, возможно, объясняется резким падением в  обществе престижа науки, искусств и культуры в различных социокультурных ситуациях. Подростки 13-15 лет, проживающие в сельской местности, равно как и подростки 10-12 лет, проживающие в городе, поставили на первое место ценность «здоровье». Такая же ситуация наблюдается и с доминирующей ценностью «хорошие, верные друзья». Однако, в число доминирующих ценностей для школьников городской школы вошла «интересная работа», чего ненаблюдается в рейтинге ценностей сельских школьников. Вместе с тем, общее среднее арифметическое ценностей двух возрастных групп подростков из сельской школы показывает достаточно высокий рейтинг такой ценности-цели, как «интересная работа» (ср. ар.=7,4). Кроме того, в отличие от рейтинга ценностных предпочтений городских респондентов, высокий рейтинг у школьников, проживающих в селе, имеют «счастливая семейная жизнь», «любовь». Данный факт, возможно, объясняется тем, что жизнь сельского ребенка в постоянном соприкосновении с природой, наполненная неформальным общением с родственниками, соседями, способствует развитию таких качеств, как доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость.

Более того, для группы 10-12 летних подростков, проживающих в городских условиях, в число  отвергаемых ценностей входит «познание» (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). Правда, не высок рейтинг процесса познания и среди сельских школьников (ср.ар.=10,5).

         Таким образом, в своем исследовании мы попытались не только выявить доминирующие ценностные предпочтения  подростков, проживающих в сельской местности, но и проследить, как меняются ценностные ориентации от младшего до старшего подросткового возраста, в том числе, и школьников, проживающих в условиях города. В своей работе мы не ставили цель попытаться уловить индивидуальную закономерность ценностных ориентаций, что явилось бы основанием говорить о сформированности (или несформированности) у респондентов системы ценностной ориентации или даже  о неискренности ответов. Однако без изучения и знания ценностей и ценностных ориентаций личности, тесно связанных с ее потребностями, трудно понять мотивы ее поведения, поступков. На основе этого знания школа, несомненно, сможет целенаправленно сопровождать личностное становление каждого обучающегося, способствовать переводу нравственно-ценных внешних общественных требований в его личные (внутренние) требования к себе.

_______________________________________________________________
1
  Ерасов. Б.С. Социальная культурология: Учеб. для вузов -2-е изд., испр. и доп.
Б.С. Ерасов.
 М.: Аспект-пресс, 1996.-590 с.
2 Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники,
ролевые игры. М. Просвещение, 1991.
3 Седых О.И. Исследование ценностных ориентаций подростков в возрастных группах:
11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет. Человек и общество: История и современность:
межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4[ под общей ред. М.В. Шакуровой] –
Воронеж: ВГПУ, 2005.- с.143-147.
4 Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989.
5 Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. М. Генезис, 1997г.- с.28.

         
                     на главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 



          © 2010 ShIP & ShII [www.oskino2.narod.ru]                     Обновлено 06.05.2010 22:26

Besucherzahler mail order brides
счетчик посещений
Hosted by uCoz