Раздел II. Информационная справка о школе2.1. Общие сведения Первое образовательное учреждение в с. Оськино было основано в 1885 году. Строилась оно на средства уездного земства. Так за школой и закрепилось название «земская школа», здание которой было снесено лишь в 1994 году. Школа состояла из трёх классов по 50 учеников в каждом. В 1934 году в Оськине построили вторую школу, и было введено семилетнее образование. Всего в школе обучались около 500 человек. В 1964 году в селе была открыта средняя школа. Здание современной школы, рассчитанного на 392 учащегося, было построено в 1988 г. на территории прежней школы и стала функционировать как Оськинская средняя школа Хохольского района Воронежской области. Позднее в школе разместился также детский сад, и школа получила статус Учебно-воспитательного комплекса Школа - детский сад, что являлось оптимальной формой сочетания дошкольного и школьного образования на селе. На основании приказа отдела по образованию №413 от 26.12.2001 г. школа была переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Оськинская средняя общеобразовательная школа» Хохольского района Воронежской области. Учредителем МОУ «Оськинская средняя общеобразовательная школа» является Отдел по образованию администрации Хохольского муниципального района Воронежской области. В 2003 г. МОУ «Оськинская средняя общеобразовательная школа» прошла аттестацию и подтвердила свой статус общеобразовательного учреждения, получив «Свидетельство о государственной аккредитации» АА № 015637. В 2005 г. школа получила «Лицензию на право ведения образовательной деятельности» № 209135 сроком на 5 лет. МОУ «Оськинская СОШ» является юридическим лицом – «Свидетельство о внесении в «Единый государственный реестр юридических лиц» 36 № 001071758 от 11.11.2002 г.В МОУ «Оськинская средняя общеобразовательная школа» обучаются дети, проживающие на территории Администрации Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области. 2.2. Контингент учащихся и результативность усвоения общеобразовательных программ Характерной чертой жизни, работы школы уже в течение нескольких последних лет является ее малочисленность и малокомплектность. Структура образовательного учреждения и контингент учащихсяОбщее количество учащихся по ступеням обучения:
Таким образом, в школе неизменно уменьшается численный состав учащихся, что свидетельствует о росте кризисных процессов. Этот факт особенно значим для школы, расположенной в 50-60 км. от областного, районного центров, так как по статистике именно подобные села в наибольшей степени претерпевают последствия демографического кризиса. Успеваемость и качество знаний учащихся МОУ «Оськинская СОШ» с 2003 по 2006 г.
Анализируя успеваемость и качество знаний учащихся за последние годы можно заметить, что качество знаний школьников остается приблизительно на одном уровне. Небольшой спад качества знаний объясняется тем, что определенная часть учащихся 9 класса, имеющие хорошие показатели, поступают в средние специальные учебные заведения города. Успеваемость и качество знаний учащихся МОУ «Оськинская СОШ» с 2003 по 2006 г (по классам в %)
Диаграмма показывает, что у учащихся школы на второй ступени обучения качество знаний незначительно снижается. Возможно, это объясняется, в том числе, и снижением уровня мотивации учащихся 5-9 классов, связанным с особенностями подросткового возраста. Уровень освоения учебных программ по предметам (в % )
Результативность усвоения программ выпускниками по
предметам (4 класс)
Результативность усвоения программ выпускниками основной школы по предметам (9 класс)
Результативность усвоения программ выпускниками средней школы по предметам (11 класс)
Результативность
усвоения программ выпускниками средней школы,
Так, в 2005-2006 уч. г. по результатам ЕГЭ 40% выпускников поступили в высшие учебные заведения, а 50% выпускников поступили в техникумы, а 10% (1 ученик) не продолжило свое образование. Ежегодно все юноши 11 класса сдают экзамены и получают удостоверения тракториста-машиниста III класса. 2.3. Состояние здоровья учащихся Здоровье детей - один из основных показателей работы школы. Состояние здоровья учащихся оценивается по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по различным направлениям. Количество здоровых детей.
Заболеваемость учащихся школы за последних 3 учебных года выглядит следующим образом:
Таким образом, показатели здоровья учащихся отражают общие тенденции снижения уровня здоровья детей по Воронежской области. Однако анализ динамики заболеваний по школе за последние 3 года показывает, что процент практически здоровых детей вырос (от 69% в 2003-2204 уч. г. до 75 % в 2005-2006 уч.г. Вероятно, это стало следствием как объективных, внешних причин (сокращением общего числа учащихся, имеющих отклонения в здоровье, в частности), так и целенаправленных мероприятий со стороны школы. Так по данным на 2006-2007 уч.г. в школе обучается 55 детей. Из низ по результатам мед. осмотра имеют: высокий уровень - 15% выше среднего - 19% средний - 34% 2.4. Текущее ресурсное обеспечение школы2.4.1. Кадровые ресурсыВ МОУ «Оськинская СОШ» работу с детьми осуществляет педагогический коллектив, состоящий из 2 членов администрации Школы, старшей вожатой, 10 учителей-предметников, из них, в том числе являются педагогом- организатором – 1 чел., инспектором по охране прав детства - 1 чел., воспитателем – 1 чел.Образование и квалификация руководителей и педагогических работников школы соответствует занимаемой должности. Качественный состав педагогических кадров:
Вакансии – учитель русского языка и литературы, немецкого языка, истории.
Совместителей – 2 чел..
Таким образом, материально-техническая база школы в основном находится в допустимом состоянии, однако некоторые жизненноважные объекты нуждаются в капитальном ремонте. 2.5. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИУМА За 43 года существования средней школы количество учащихся уменьшилось более чем на 90%. В селе проживают в основном бывшие работники колхоза им. Калинина, ныне безработные и ведущие личное подсобное хозяйство, а также работники социальной и культурной сферы села. Более 60% всех жителей села – пенсионеры. 2.5.1. Сведения об изменении социального состава учащихся Социальный статус семей учащихся:
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
МЕСТО РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ:
пенсионеры - 11 безработные - 12 частные предприниматели - 11 государственные предприятия - 25
Таким образом, из 35 семей учащихся школы:
2.6. Миссия школы Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей жителей села; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, культурной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной, культурной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации. Таким образом, миссия нашей школы состоит в создании наиболее благоприятных условий развития для всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции – с учетом их возрастных особенностей, склонностей, способностей и интересов. 2.7. Нормативно – правовая база школы На основании Устава школы разработаны локальные акты, регулирующие учебно-воспитательный процесс. В своей деятельности школа ориентирована на становление и развитие высокоразвитой интеллектуальной личности. Основными целями школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Вся деятельность педагогического коллектива подчинена реализации названных целей. В учреждении имеются основные нормативно-организационные документы: устав, локальные акты, регламентирующие отдельные стороны деятельности, годовой календарный учебный график, учебный план, штатное расписание. Администрация учреждения определилась в необходимом количестве локальных актов, исходя из особенностей учреждения, сложившейся практики работы, установившихся традиций.Раздел III. Концептуальные основания программы развития 3.1. Структура образовательного процесса.
Мы хотим построить школу равных возможностей – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также и дети, нуждающиеся в коррекционно - компенсирующем обучении. С одной стороны, такая школа стремится максимально адаптироваться, а с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Мы хотим видеть своего ученика нравственной, физически здоровой, способной к творчеству и самоопределению личностью. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках предшкольной подготовки и трех ступеней: Предшкольная подготовка – дети 5-7 лет; I ступень – начальные классы; II ступень – основная школа; III ступень – средняя школа.
Модернизация общего
образования требует перехода от традиционной установки на формирование
Дошкольное образование В решении задачи совершенствования преемственности в образовании важным является вопрос установления согласованности требований в программах детского сада и школы.
В связи с этим, в школе введена Общеобразовательная программа развития и
воспитания Основная цель данной программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала
ребенка. Это в
значительной мере облегчит ребенку переход
Учебные занятия запланированы для детей с кратковременным пребыванием.
На реализацию
Краткая психолого-педагогическая характеристика возраста старшего дошкольника (5-7 лет) и задачи на первой ступени
В старшем дошкольном
возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной,
нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и
деятельности
В старшем дошкольном возрасте у детей хорошо развиты
крупные
мышцы туловища и конечностей, В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы - возбуждение и особенно торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции. Дети начинают чаще ввоздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно.
Дошкольники осваивают начальные представления о здоровье и
здоровом образе
жизни, о значении гигиенических процедур (для чего
необходимо мыть руки и пр.), закаливания, занятий
спортом, утренней
гимнастики, активного пребывания на свежем воздухе
для укрепления здоровья. Формируется представление В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей. Как и во всех предыдущих группах, главным во взаимодействии воспитателя с детьми является уважение прав ребенка. Таким образом, основными задачами дошкольной ступени образования являются: 1. Укрепление и обогащение здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
2.
Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и 3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.
4.
Развитие познавательной активности, познавательных интересов, 5. Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника. 6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Начальная школа
В начальную школу принимаются все дети с 6 лет 6 месяцев, проживающие на
территории Администрации Оськинского сельского поселения. Прием в 1-й
класс производится на основании решения Краткая психологическая характеристика возраста младшего школьника и задачи на первой ступени. Для начального общего образования на данном этапе развития приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
У младших школьников начинает интенсивно развиваться интеллектуальные
чувства. Активное познание в Таким образом, содержание обучения должно способствовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваиваемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения. Наиболее эффективным в формировании мотивации учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщений знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. Известно, что учебная деятельность протекает успешно, если она побуждает как мотивами, идущими от самой учебной деятельности, так и мотивами, вызываемыми позицией школы. Таким образом, основными задачами I ступени образования являются: 1. Обеспечение содержательной методической преемственности с дошкольным учреждением. Формирование у ребенка психологическая готовность к школе. Открытие классов, работающих по программе «Перспективная начальная школа». Формирование положительного отношения к учебе (мотивационная готовность). Достижение достаточного уровня произвольного поведения (волевая готовность), что означает умение включаться в задание, сохранять задачу, планировать и контролировать свои действия, действовать по правилу. Достижение необходимого уровня познавательных интересов; развитие способности к адаптации в новой жизненной ситуации. Организация развивающего обучения для детей с повышенной мотивационной готовностью к обучению. Организация коррекционно – компенсирующего обучения. Выполнение государственных стандартов образования.
Целевые ориентиры
Образ выпускника начальной школы как
главный целевой ориентир в учебно-воспитательной
Нравственный (ценностный) потенциал
Восприятие
и понимание учащимися таких ценностей,
как «семья», «школа», «учитель»,
«родина», «природа», Познавательный потенциал Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Сформированность
основных черт индивидуального стиля
учебной деятельности,
готовности к Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими
коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать;
Эстетический потенциал Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. Физический потенциал Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятия физической культурой и спортом. Основная школа
Основная школа охватывает детей в возрасте от подросткового
до старшего подросткового. Своеобразие социальной ситуации подростка
состоит в том, что он должен устанавливать отношения не с одним, а со
многими
Формирование мотивов учения непосредственно связано с
удовлетворением доминирующих потребностей Таким образом, основными задачами II ступени образования являются: 1. Формирование прочных, устойчивых глубоких знаний основ наук. Повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей, их диагностику. Формирование коммуникативных навыков и начало формирования рефлексивных навыков. Формирование общеучебных умений и навыков. Формирование и укрепление здоровья детей. Объективное усложнение учебного материала при переходе в основную школу, рост интеллектуальных нагрузок, постепенное формирование избирательных интересов учащихся приводит к снижению учебной мотивации Результаты анализа показывают, что дети, переходящие из начальной школы в среднюю, снижают свою успеваемость из-за того, что не успевают работать на уроке в заданном темпе учителя. В силу этого появляется отставание в учебе. При обучении детей с разным уровнем развития подает интерес к обучению у учащихся с более высоким интеллектом. Исходя из этого, вытекает следующая проблема: достаточно сложно получить высокое качество обучения в классах, в которых учатся дети с различными уровнями способностей. Решение этой проблемы возможно в использовании личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Российское общество предъявляет сегодня школе новые требования. Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в других стратегических документах является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний. Первоочередной задачей сегодня должно стать развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Введение предпрофильной подготовки в выпускном классе основной школы призвано стать важным средством для выбора профиля в старших класса. В соответствии с этим, перед педагогическим коллективом школы стоят следующие задачи: · Актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов; · Обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой; · Создавать условия для получения учащимися минимального личного опыта в различных видах деятельности.
В связи с этим очень важно психолого – педагогическое сопровождение
учащихся, которое включает консультирование учащихся, мониторинг
освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного
учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и
предпочтений. Это направление создает
Целевые ориентиры
Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени: Нравственный потенциал Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы. Осознание возможностей, достоинств и недостатков; собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия. Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы. Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального стиля учебной
деятельности, устойчивых учебных
интересов и склонностей, умения развивать и управлять
познавательными процессами личности, способности адекватно
Коммуникативный потенциал Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам. Эстетический потенциал Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знания выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве. Физический потенциал Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования. Средняя школа Старший школьник (период ранней юности) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Характерная особенность личности старшеклассника – рост его самознания. Мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в систему. Интеллектуальное развитие позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества. Существенные изменения наблюдаются в их умственной деятельности, которая приобретает все более активный и творческий характер. Для этого возраста характерна целенаправленная познавательная деятельность. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другими психологическими особенностями в той или другой профессии. Старшеклассник начинает рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становиться фактор успеваемости по этим предметам. Основными задачами III ступени образования являются: Формирование научного стиля мышления, являющегося устойчивым качеством личности. Развитие потребности к самосовершенствованию Формирование способностей к самостоятельному добыванию знаний. Формирование способности генерировать новые идеи, творчески мыслить. Формирование умений грамотной работы с информацией.
Целевые ориентиры
Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени. Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла
своей жизни.
Усвоение ценностей «отечество», «культура»,
«любовь»,
сущности нравственных качеств и
черт характера окружающих людей,
толерантность в их восприятии,
проявление в отношениях с ними таких качеств,
как доброта, честность, порядочность,
вежливость. Познавательный потенциал Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании. Коммуникативный потенциал Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию. Эстетический потенциал Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты. Физический потенциал Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
3.2. Учебный план и его обоснование
Учебный план школы ориентирован на требования государственного стандарта
и состоит из предметов базисного
Базисный
компонент включает в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить
фундамент знаний по основным предметам, обеспечивать уровень,
соответствующий государственному стандарту. План предусматривает
сбалансированность между циклами предметов, отдельными предметами, а
также преемственность между ступенями и классами в процессе обучения.
Вариативный компонент плана предоставляет учащимся возможность
расширения и углубления знаний в соответствии с их интересами и
способностями за счет факультативов, индивидуальных занятий,
Учебный план для универсального обучения (непрофильного
обучения) школьной образовательной п Учебный план отражает основные подходы к содержательному наполнению образовательной программы. При составлении учебного плана использована возможность перераспределения часов учебных занятий между предметами внутри конкретной образовательной области. Это сделано в целях более качественного усвоения образовательной программы и для углубления профильных предметов, что определяет статус школы и обеспечивает выпускникам 11 классов общекультурную, допрофессиональную и методическую компетентность. Инвариантная часть учебного плана школы полностью реализует федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Он обеспечивается рекомендуемыми Базисным учебным планом образовательными областями: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура», а также соответствующим набором учебных предметов. Вариативная часть учебного плана, включая предмет по выбору, в комплексе с факультативными занятиями дополняет обеспечиваемое предметами инвариантной части содержания. Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта по каждому учебному предмету. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Элективные
курсы –
обязательные курсы по выбору учащихся из компонента
образовательного учреждения, входящие в состав профиля
обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:
Все 4 класса объединены в два класса комплекта, в связи с
чем произошло совмещение всех учебных
Образовательная область «Филология» расширена за счет
школьного компонента на 1 час по русскому
языку во 2 классе для повышения орфографической, пунктуационной
грамотности учащихся, для отработки практического владения языковым
материалом, знания правил правописания текстов. Расширена на 1 час образовательная область по математике в 5 - 9 классах – для более углубленного изучения учебного материала.
1час за счет школьного компонента добавлен на изучения
черчения в 7 -8 классе в связи с требованием На предпрофильную подготовку в 9 классе отводится 3 часа за счет уроков школьного компонента.
Для формирования
содержательного досуга учащихся и развития их эстетического воспитания в
5-7 классах добавлено по 1 часу на изучение курса театрального
искусства.
Максимальная нагрузка с учетом компонентов соблюдается.
Учебный план реализуется в полном объеме,
Реализация учебного плана обеспечена необходимым
количеством кадров, необходимым
3.3. Система дополнительного образования Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.
Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия,
стремиться к органическому сочетанию видов
Являясь широким и благодатным фоном для освоения
образования, дополнительное образование позволяет Дополнительное образование дает детям информацию о прикладных видах деятельности, готовят обучающихся к будущей самостоятельной жизни и несут определенную профориентационную нагрузку.
Система
дополнительного образования школы используется
для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их
способностей в различных видах
деятельности. Оно направлено на создание условий Распределение учащихся в кружках, охват по интересам
Таким образом, системой дополнительного образования охвачено всего 72% учащихся. 3.4.Основные принципы содержания воспитательной работы Цель воспитания: Развитие творческой личности ученика на основе современных педагогических технологий. Под словом воспитание мы понимаем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка; мотивация у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения; культивирование в ребенке желания «быть хорошим» (хорошим учеником, сыном, человеком, семьянином, работником, гражданином…) Процесс воспитания в ОУ заключается во взаимодействии сторон воспитания (ученик-учитель-родители) с целью создания условий для развития ребенка. Процесс воспитания проходит в двух направлениях: 1) Организация свободного времени после уроков, включение ребенка в разнообразную деятельность (походы, КТД, экскурсии, вечера, конкурсы и система дополнительного образования) 2) Передача культуры (культуры поведения, общения, познания, саморазвития, самопознания, самореализации и т.д.) Принципы воспитания: - признание самоценности детства, т.к. это часть жизни человека; - признание прав ребенка, т.к. ОН – ЧЕЛОВЕК; - признание свободы ребенка в воспитательном пространстве, т.к. настоящий человек может только при условии внешней (общественно-политической) и внутренней (нравственно-этической) свободы. Воспитательные задачи: 1. Обеспечить освоение учащимися социально-значимых ролей, адаптировав таким образом подростка к позитивной и созидательной взрослой жизни. 2. Погружение учащихся в различную по формам воспитательную деятельность, исходя из интересов, склонностей, способностей ребенка, с целью максимального развития личности каждого, с учетом природных задатков. 3. Выработать в воспитаннике устойчивые жизненные ценности: гуманизм, достоинство, трудолюбие, патриотизм, коллективизм, бережливость, волю, выносливость, коммуникабельность. 4. Сделать ОУ – институтом Воспитания, где субъектом воспитания является не только ученик, но и учитель, ибо личность может быть воспитана только личностью. 5. Создание в ОУ позитивной воспитательной среды и условий для развития творческой личности ученика и учителя.
Воспитывающая среда школы - это совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются самими обучающимися и оказывают влияние на развитие личности.3.5. Модель будущего выпускника Модель выпускника нашей школы выстраивалась на основе анкетирования родителей, педагогов и самих учащихся, а также на основе имеющихся наработок, проектов концепций развития школы России. С целью выявления модели выпускника МОУ «Оськинская СОШ», весной 2006 г. было проведено анкетирование учащихся, родителей и педагогов школы. Учащиеся на вопрос, « Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать выпускник школы?» ответили: - быть целеустремленным 46% ; - обладать знаниями – 36%; - всеми необходимыми знаниями ,быть воспитанным –9%; - образованным –6%; - отзывчивым, честным – 3%; Родители на вопрос, « Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он как выпускник школы?» ответили: - обладать запасом знаний – 25%; - быть подготовленным к самостоятельной жизни – 15%; - быть воспитанным – 15%; - добрым, умеющим сопереживать – 15%; - быть способным продолжить образование в ВУЗе – 10%; - быть современно образованным – 10%; - честным, порядочным, целеустремленным -5%; - быть гражданином – 5%. Педагоги школы, продолжая предложение «Выпускник нашей школы должен обладать - …» дали следующие варианты ответов: - багажом знаний и опыта – 42%; - воспитанным – 26 %; - дополнительными умениями и навыками (танцевать, петь, вышивать и т.д.) – 16%; - знать традиции и историю своего села – 8%; - способностью найти своё место в суровой действительности- 8%. Итак, основными параметрами, характеризующими личность выпускника школы, являются:
1. Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к
познанию мира, человека во всем их многообразии. Таким образом, программа развития школы призвана способствовать становлению выпускника как компетентной, социально и культурно интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности. РАЗДЕЛ IV. Реализация Программы развития 4.1. Приоритетные направления реализации программы развития школы: 1. Модернизация образовательного процесса, задачи которой заключаются в обновлении содержания школьного образования (внедрение новых технологий обучения, разработки системы элективных курсов, повышение профессиональной компетенции учителя). 2. Создание условий обеспечивающих личностный рост всех участников образовательного процесса ( повышение мотивации учащихся, совершенствование методической службы школы, повышение квалификации педагогов, педагогическое сопровождение процесса развития, социализации и воспитания учащихся, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания). 3. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. 4. Совершенствование системы управления школой. 4.1.1. ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ДАЛЬНЕЙШИМ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ:
1.КАДРЫ:
2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
а) совершенствовать
материально-техническую базу школы, оснащая кабинеты 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИ И ДУХОВНО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ:
а) укреплять
физическое, психологическое, духовное здоровье уч-ся; 4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
а)
совершенствовать учебные планы и программы по предметам; 5. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ:
а)
привлекать уч-ся к творческим конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным 6. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
-
совершенствовать деятельность органов ученического самоуправления; 7. СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ:
а) вовлекать
родителей и общественность в учебно-воспитательный процесс через
в) привлекать
родительскую общественность к оказанию помощи школе в 4.1.2. Демократизация управлением школы Реализация базовых демократических ценностей ведется через совершенствование системы общественно – государственного управления и работу ее органов:
-Управляющий Совет школы, Основными задачами Управляющего Совета являются:
- Определение
программы развития Школы, особенностей ее образовательной программы; Главными задачами Педагогического Совета являются:
- реализация государственной политики по вопросам образования; - ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательного процесса; - разработка содержания работы по общей методической теме образовательного учреждения; - внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта; - решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся (воспитанников), освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии данного учреждения. Деятельность Общешкольного родительского комитета направлена на то, чтобы: - укреплять связь семьи, школы, трудовых коллективов и общественности в целях обеспечения единства воспитательного воздействия на детей и повышения его результативности, взаимодействовать в этой работе с советами по содействию семьи и школы в воспитании детей и подростков, общественным инспектором по охране прав детства. - воспитывать (создавать условия) у ребят сознательную дисциплину, культуру поведения, заботливое отношение к родителям и старшим. - оказывать всемерное содействие повышению авторитета учителя, помогать школе и семье в воспитании ответственного отношения к учебе, формированию разумных потребностей у детей и организации содержательного досуга школьников. - привлекать родителей к активному участию в жизни школы, организации внешкольной и внеклассной работы. - содействовать повышению ответственности родителей в воспитании и социализации детей. - участвовать в работе по профилактике вредных привычек у школьников, детской безнадзорности и правонарушений. - всемерно способствовать охране и укреплению здоровья школьников, помогать школе в организации общественного питания школьников и участвовать в осуществлении контроля над ним. Все органы государственного общественного управления действуют на основании Положений, разработанных в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовом положении о школе, Устава школы. 4.2. Основные мероприятия, по реализации Программы развития Реализация Программы развития видится противоречивым и длительным процессом, в результате которого произойдут существенные изменения во многих сферах жизни школы: кадры, содержание деятельности, характер взаимодействия с окружающим социумом. Программу предполагается реализовать в три этапа: 1. 2007-2008 гг. – ориентировочный этап - выявление перспективных направлений развития школы в условиях модернизации образования, осмысление противоречий и предпосылок развития школы. Создание условий для реализации программы. 2. 2008-2010 гг. - основной этап - непосредственное начало реализации Программы, внедрение в образовательный процесс программ, которые должны обеспечить баланс между функционированием системы образования (сохранение норм) и ее развитием (внедрение в практику инноваций). 3. 2010 -2011 гг. - обобщающий этап - Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы. П Л А Н
мероприятий на 2007
– 2011 гг. по выполнению Программы развития школы
2007 – 2008 учебный год
Раздел V. Ожидаемые результаты Программы развития Ожидаемые результаты реализации Программы развития школы 1. Создание банка данных детей с разным уровнем физического, интеллектуального и социального развития. 2. Повышение мотивации обучения и воспитанности учащихся, создание для них условий для самопознания и самореализации. 3. Использование наиболее эффективных форм и методов педагогического мастерства и творческой индивидуальности учителей, направленной на повышение качества образования. 4. Повышение общественной активности, инициативы, результативности со стороны родителей. 5. Повышение роли органов общественно-государственного управления общей системе управления школой. 6. Совершенствование методов оценивания достижений учащихся школы. 7. Совершенствование системы дополнительного образования. 8. Формирование эффективных экономических отношений в образовании, укрепление материально-технической базы образовательного учреждения. Возможные риски процесса реализации Программы 1.Несовпадение традиционных педагогических представлений о возможностях учащихся и их реального психофизического состояния. 2.Проблематичность финансирования материально-технической базы, а интенсификация образовательного процесса невозможна без модернизации технических средств обучения, которые призваны повышать эффективность обучения, воспитания и развития, усиливать их здоровьесберегающий эффект. 3. «Старение» педагогических кадров и недостаточность притока молодых кадров приводят к угрозе психоэмоционального сгорания. 4.Опасная тенденция к сокращению контингента учащихся вследствие демографического спада. 5.Отсутствие конкурсной ситуации среди педагогических кадров, что приводит к определенному профессиональному застою. Раздел VI. Ресурсное обеспечение выполнения Программы а) нормативно-правовое:
1. Разработка и утверждение пакета
целевых комплексных программ, обеспечивающих выполнение
Программы развития школы. б) программно-методическое: © 2010 ShIP & ShII [www.oskino2.narod.ru] Обновлено 06.05.2010 22:26
1. Формирование банка методических
материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение. в) информационное: 1. Информирование учителей, родителей, учащихся о ходе выполнения Программы развития через:
-
Управляющий Совет; г) мотивационное:
1. Усилить мотивационную работу среди
учеников, родителей о необходимости качественного преобразования их
учебно-воспитательной деятельности. д) кадровое:
1. Курсовая переподготовка учителей. е) организационное: 1.создавать условия, необходимые для выполнения Программы развития школы.
1. Ежегодно осуществлять косметический
и плановый капитальный ремонт школы и систем отопления, канализации,
водоснабжения. з) финансовое:
1.составление сметы школы на
приобретение мебели, наглядности, оборудования, демонстрационный материал,
орг.техники.
|