Исследование
уровня школьной мотивации
школьников – подростков
Современная
школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит
совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных
технологий обучения. Но, не смотря на это, учителя сталкиваются с нежеланием
ребенка учиться, следствием чего является снижение базовых показателей
социализированности выпускников. Вместе с тем, в настоящее время учащиеся
средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой
знаний, умений и навыков, но и иметь богатый
внутренний потенциал, способствующий самоактуализации, самообразованию в
процессе учебной деятельности, развитию активной жизненной позиции индивида. В
связи с этим основной задачей стоящей перед учителем в средней
общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для
развития школьной мотивации. Исходя из этого, уровень школьной мотивации
рассматривается нами не только как один из критериев эффективности
педагогического процесса, как результат деятельности общеобразовательного
учреждения, но и как определенный показатель социализированности учащегося.
Понятие
мотивации у человека, по всеобщему признанию, включает в себя все виды
побуждений, мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения,
мотивационные установки, или диспозиции, идеалы. В наиболее широком смысле
мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще.
Это предполагает
рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного
воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно
влияют друг на друга. Результатом этого является реально наблюдаемое поведение.
Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия
решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет
направленность действия, организованность и устойчивость целостной
деятельности, стремление к достижению определенной цели.
В октябре 2008 г. учащимся 5-9 классов МОУ «Оськинская СОШ» была
предложена анкета (см.
приложение 1) на основе методики
Н.Г. Лускановой с целью выявления уровня школьной мотивации и общего отношения к
учебному процессу, школе, эмоционального реагирования на школьную ситуацию, а
также сбора конкретных данных относительно личности испытуемых. Возрастной
состав исследуемых –
10-15 лет. Для достижения намеченной цели в своей опытно-экспериментальной
работе мы поставили следующие задачи:
1.
Выявить
уровень школьной мотивации учащихся 5-9 классов в 2008-2009 уч. г.;
2.
Дать анализ
результатов исследования уровней школьной мотивации и общего отношения к учёбе
школьников – подростков;
3.
Ознакомить
учащихся, педагогов, классных руководителей и родителей с результатами
исследований
4. Наметить пути
стимулирования и осознания мотивов, потребностей и ценностей учащихся -
подростков.
Для возможности
дифференцирования подростков по уровню школьной мотивации использовалась система
бальных оценок. Ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к
школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла; нейтральный ответ (не знаю,
бывает по - разному и т.п.) - 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном
отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов.
Различия между выделенными
группами подростков были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5
основных уровней школьной мотивации:
1. 25 - 30 баллов
(максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной
активности.
2. 20 - 24 балла - хорошая
школьная мотивация.
3. 15 - 19 баллов -
положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными
сторонами.
4. 10 -14 баллов - низкая
школьная мотивация.
5. Ниже 10 баллов -
негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Обработка результатов
анкетирования позволила нам выявить уровень школьной мотивации и общего
отношения к учёбе учащихся 5-9 классов школы в начале 2008-2009 уч. г. как
отдельно по классам, так и в общем по школе (см. рис. 1, 2).
Рис. 1. Уровни школьной
мотивации учащихся 5-9 классов
МОУ "Оськинская СОШ" в октябре 2008 г. (в %)
Рис. 2. Общий уровень
школьной мотивации учащихся 5-9 классов
МОУ "Оськинская СОШ" в октябре 2008 г. (в %)
Анализируя результаты
исследования, следует сказать, что ни в одном из рассматриваемых классов не
наблюдается высокий уровень школьной мотивации. Хорошая школьная мотивация и
положительное отношение к школе свойственны более чем половине опрошенных.
Наибольший показатель хорошей школьной мотивации среди учащихся 7-9 классов
(старшие подростки), наименьший - у младших подростков. Стоит отметить
тот факт, что все учащиеся 5 класса и 5 человек из 9 класса (61%) выразили
положительное отношение к школе, и ни один ученик из данных классов не выразил к
ней негативное отношение, хотя, по признанию большинства учителей и родителей,
нынешний 9 класс остается самым проблемным среди всех остальных.
Настораживает то обстоятельство, что достаточно большое количество
учащихся равнодушно или негативно настроено по отношению к школе. Так, к
примеру, семеро учеников из 6,8 и 9 классов имеют низкий уровень школьной
мотивации, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, а для пятерых
подростков из 5-8 классов школа представляется враждебной средой. Любопытно, что
в числе последних оказалась высокоуспевающая ученица – отличница из 8 класса.
Рассматривая общий
уровень школьной мотивации учащихся 5-9 классов МОУ "Оськинская СОШ" (см. рис.2)
отметим, что более половины учащихся (56%) в целом позитивно относятся к школе.
Однако 44% школьников испытывают определенные трудности в учебной деятельности.
Давая анализ исследования
уровней школьной мотивации и общего отношения к учёбе школьников – подростков,
следует сказать, что школьная мотивация, как и любой другой частный вид
мотивации, определяется целым рядом специфических факторов. Во-первых, -
субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие,
способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками
и т. д.); во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, она
определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где
осуществляется учебная деятельность; в-четвертых, - субъектными особенностями
педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых,
спецификой учебного предмета и др.
А.В. Кирьякова, О.И.
Седых, В.С. Собкин, исследуя ценностные ориентации школьников, довольно
убедительно демонстрируют низкую значимость учения и познавательной деятельности
в системе ценностных координат современных подростков. Это обусловлено не только
чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, но и
возрастными особенностями учащегося. Так, по мнению А.А. Реана, по мере
вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в
характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминирующие
на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не
занимали столь значимого места. И, прежде всего, это связано с тем, что учеба
перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка в большей степени
направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности.
Данное обстоятельство мы рассматриваем как одну из возможных объективных причин
отсутствия среди исследуемых учеников высокого уровня школьной мотивации.
Вместе с тем, около
половины опрошенных учеников (48%), отвечая на вопрос № 9 анкеты, указали, что у
них в классе мало друзей, либо нет вообще. Кроме того, 38% школьников на вопрос
№10 ответили отрицательно, либо выбрали нейтральный вариант ответа. Следует
отметить, что в этой группе оказались большинство подростков, имеющих низкий
уровень школьной мотивации, негатив к школе. По нашему мнению, это объясняется
как малой неполняемостью классов, так и склонностью группы подростков к
конфликтности и агрессивности.
Выявить отношение
школьников к образовательному учреждению позволили ответы на первые три
вопроса: 45% учащихся «не очень» нравится в школе, 48% - нравится, и 7% - не
нравится. Вместе с тем, 74% учащихся утром более или менее радостными идут в
школу, в то время как 26%, просыпаясь, предпочли бы остаться дома. Кроме того,
при возможности выбора в конкретной ситуации (вопрос 3) , 37 % учащихся пошли бы
в школу, а 26% остались бы дома.
Выявлению субъектных
особенностей педагогов школы и, прежде всего, их отношений к ученику, к делу
помогли ответы на 8 вопрос.
Примечательно, что положительно ответили 37%
учащихся. Столько же (37%) затруднились ответить, и лишь 26% ответивших
удовлетворены степенью взаимодействия с педагогами школы. Динамика изменения
желания учащихся иметь менее строгого учителя (см. рис. 3) показывает, что
наибольшую потребность в этом имеют младшие подростки (5, 6 классы), и учащиеся
9 класса. Любопытно, что у подростков 6 класса, имеющих самый низкий уровень
учебной мотивации (см. рис.1), выявлена наибольшая степень заинтересованности в
менее строгом учителе.
Рис. 3.
Динамика изменения потребности учащихся иметь менее строгого учителя по классам
Анализ ответов учащихся на вопросы 4, 5, 6, 7 позволили нам в целом
выявить общее отношение школьников к организации образовательного процесса в
учреждении и выявить некоторые любопытные факты. Так, 44 % нравится, когда
отменяют какие-нибудь уроки, 56% - дали нейтральный ответ («не знаю»), и ни один
ученик не дал ответа «не нравится». Кроме того, 37% подростков хотели бы, чтобы
им не задавали домашних заданий, 44% - затруднились ответить, и лишь 19%
учащихся 5-9 классов не хотели бы, чтобы им не задавали домашних заданий.
Однако, любопытно, что 70% школьников, отвечая на шестой вопрос анкеты, не
хотели бы, чтобы в школе остались одни перемены, и лишь 3% - хотели бы. Также, в
пользу положительного отношения школьников к организации образовательного
процесса, говорит тот факт, что 82% подростков более или менее регулярно
рассказывают о школе родителям, в то время как 18% (в основном это дети из
многодетных семей) о школе не рассказывают. Анализируя данные результаты, вслед
за Л.И. Божович, можно предположить, что в данном случае борются два
мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой
получения образования, и мотив, отражающий состояние учащихся, их усталость от
однообразия и постоянной необходимостью делать уроки.
Анализ сформированности уровня
школьной мотивации учащихся 5-9 классов позволяет выдвинуть предположение о
необходимости непосредственного участия школы в стимулировании и осознании
мотивов, потребностей и ценностей учащихся - подростков. Благодаря исследованиям
Л.И. Божович, А. К. Марковой, Т. А. Матиса, А. Б Орлова, М.В. Матюхиной, Е.П.
Ильина, В.И. Чиркова и др. в отечественной психологии известно достаточно много
конкретных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации
к учебной деятельности: способ раскрытия учебного материала, организация работы
над предметом малыми группами, отношение между мотивом и целью, проблемность
обучения, содержание обучения, стиль педагогической деятельности учителя.
Данное исследование и полученные данные служат как точкой отсчета
при изучении уровня школьной мотивации современного сельского
школьника-подростка в выборке, так и аналитическим инструментом при
целенаправленном создании комплекса условий, способствующих решению
социокультурных задач социализации подростков, проживающих в сельском социуме.
Литература:
1. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. /А.В.
Кирьякова. Учеб. пособие. Л., 1991.
2. Седых О.И. Исследование ценностных ориентаций подростков в возрастных
группах: 11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет. Человек и общество: История и
современность: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4/ [ под общей ред.
М.В. Шакуровой]. –Воронеж: ВГПУ, 2005.-с.143-147.
3. В.С. Собкин. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников. / В.С. Собкин
/Социологические исследования. – 2006. - №7. - с.106-115.
4. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся .М.: Высшая школа,
1990.
на
главную