на
главную
Изучение удовлетворенности
родителей
работой образовательного учреждения.
В марте 2010 г. родителям учащихся МОУ «Оськинская СОШ была
предложена анонимная анкета, разработанная Е.Н. Степановым
(см. Приложение 1).
Отвечая на четырнадцать предложенных вопросов, родители тем самым выразили
различную степень удовлетворенности образовательным процессом в школе, работой
образовательного учреждения в целом.
В исследовании приняли участие 24 родителя учащихся 1-11
классов, в том числе, подготовительного класса. Аналогичные вопросы были
предложены на общешкольном родительском собрании в сентябре 2005 года, поэтому
сравнительные результаты настоящего исследования представляют для нас «двойной»
интерес.
Мы ставили следующие задачи:
1.
Выявить уровень
удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения на
момент проведения исследования (март 2010 г.);
2.
Провести анализ
удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, в том
числе, путем сравнения результатов подобного исследования, проведенного четыре с
половиной года назад (сентябрь 2005 г.);
3.
Дать
сравнительный анализ показателей удовлетворенности родителей по каждому из
предложенных вопросов;
4.
Ознакомить
педагогов, классных руководителей и родителей с результатами исследования;
5.
Наметить пути
моделирования (корректировки) образовательного процесса с учетом полученных
данных.
Показателем удовлетворенности родителей
школьной жизнью (У), согласно методике Е.Н. Степанова, должно явиться частное от
деления общей суммы баллов ответов всех родителей на общее количество ответов.
Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности,
если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это соответственно
свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности родителей школьной
жизнью.
В результате обработки полученных данных
показатель удовлетворенности родителей школьной жизнью (У) равен 2,8:
946 баллов
У
=
= 2,815.
336 ответов
В то время как аналогичный показатель в
сентябре 2005 г. был 2,4:
1189 баллов
У =
= 2,446.
486 ответов
Прежде всего, следует отметить рост показателя У в сторону
увеличения степени удовлетворенности. Однако показатель 2,8 свидетельствует о
средней степени удовлетворенности родителей школьной жизнью, что является
позитивным процессом.
Наименьшую степень удовлетворенности была выражена в вопросах
сформированности дружеских отношений в классе, в котором учится тот или иной
ребенок (У=2,4), учёта индивидуальных особенностей школьника учителем (У=2,6),
готовности школы подготавливать детей к самостоятельной жизни (У=2,6).
Наивысшую степень удовлетворенности родители выразили в ответах на
вопросы проявления доброжелательного отношения педагогов к детям (У=3,2), «неперегруженности»
школьников учебными занятиями и домашними занятиями (У=3,1), комфортного
пребывания ребенка в среде своих одноклассников (У=3), заботы школы о физическом
развитии и здоровье детей (У=3). В аналогичном исследовании в сентябре 2005 года
наивысший показатель удовлетворенности родителей (У=3,1) выражался в наличие в
школе различных кружков, клубов, секций, где мог бы заниматься их ребенок.
При обработке полученных результатов было выявлены мнения двух
родителей, выразившие низкую степень удовлетворенности работой школы по
большинству вопросов. Однако, в вопросах проявления доброжелательного отношения
учителей к детям, готовности школы формировать достойное поведение ребенка и
работы системы дополнительного образования был выявлен уровень
удовлетворенности, оцениваемый как «средний» и «выше среднего».
В исследовании ряд вопросов касался удовлетворенностью родителей
работой администрации школы по созданию условий для проявления и развития
способностей ребенка (У=2,95), а также в налаживании взаимопонимания в контактах
с администрацией и учителями в интересах личности школьника (У=2,9). Как видно,
показатели «приближены» к высокой степени удовлетворенности.
В целях моделирования (корректировки) образовательного процесса с
учетом полученных данных, особое внимание следует обратить на
личностно-ориентированный аспект во взаимодействии с ребенком администрации
школы, учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного
образования. Использование образовательным учреждением возрастного подхода в
сотрудничестве с детьми, учет педагогом социального окружения, психологических
и иных особенностей позволяют школьнику развиваться, строить взаимоуважительные
отношения внутри класса и за его пределами, проявлять свою неповторимую
индивидуальность, быть самим собой. Лишь при наличии перечисленных условий и
компетенций учителя можно объединиться и построить работу педагогического
коллектива в достижении целей общей темы школы «Педагогическая поддержка ребенка
в решении задач социализации».