на главную

Исследование
уровня школьной мотивации школьников – подростков

       Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, не смотря на это, учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, следствием чего является снижение базовых показателей социализированности выпускников. Вместе с тем, в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности, развитию активной жизненной позиции индивида. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития школьной мотивации. Исходя из этого, уровень школьной мотивации рассматривается нами не только как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности общеобразовательного учреждения, но и как определенный показатель социализированности учащегося.
         П
онятие мотивации у человека, по всеобщему признанию, включает в себя все виды побуждений, мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы. В наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще. Это предполагает рассмот­рение мотивации как циклического процесса непрерывного вза­имного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга. Результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в дан­ном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет направленность действия, организован­ность и устойчивость целостной деятельности, стремление к до­стижению определенной цели.
      В октябре 2008 г. учащимся 5-9 классов МОУ «Оськинская СОШ» была предложена анкета (см. приложение 1) на основе методики Н.Г. Лускановой с целью выявления уровня школьной мотивации и общего отношения к учебному процессу, школе, эмоционального реагирования на школьную ситуацию, а также сбора конкретных данных относительно личности испытуемых. Возрастной состав исследуемых –
10-15 лет. Для достижения намеченной цели в своей опытно-экспериментальной работе мы поставили следующие задачи:

1.       Выявить уровень школьной мотивации учащихся 5-9 классов в 2008-2009 уч. г.;

2.       Дать анализ результатов исследования уровней школьной мотивации и общего отношения к учёбе школьников – подростков;

3.       Ознакомить учащихся, педагогов, классных руководителей и родителей с результатами исследований

4.  Наметить пути стимулирования и осознания мотивов, потребностей и ценностей учащихся - подростков.

Для возможности дифференцирования подростков по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок. Ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла;  нейтральный ответ (не знаю, бывает по - разному и т.п.) - 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов.

Различия между выделенными группами подростков были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

2. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

4. 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.

5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Обработка результатов анкетирования позволила нам выявить уровень школьной мотивации и общего отношения к учёбе учащихся 5-9 классов школы в  начале 2008-2009 уч. г. как отдельно по классам, так и в общем по школе (см. рис. 1, 2).
 

Рис. 1. Уровни школьной мотивации учащихся 5-9 классов
МОУ "Оськинская СОШ" в октябре 2008 г. (в %)

                 
 

Рис. 2. Общий уровень школьной мотивации учащихся 5-9 классов
МОУ "Оськинская СОШ" в октябре 2008 г. (в %)
 



Анализируя результаты исследования, следует сказать, что ни в одном из рассматриваемых классов не наблюдается высокий уровень школьной мотивации. Хорошая  школьная мотивация и положительное отношение к школе свойственны более чем половине опрошенных. Наибольший показатель хорошей школьной мотивации среди учащихся 7-9 классов (старшие подростки), наименьший - у младших подростков.             Стоит отметить тот факт, что все учащиеся 5 класса и 5 человек из 9 класса (61%) выразили положительное отношение к школе, и ни один ученик из данных классов не выразил к ней негативное отношение, хотя, по признанию  большинства учителей и родителей, нынешний 9 класс остается самым проблемным среди всех остальных.
            Настораживает то обстоятельство, что достаточно большое количество учащихся равнодушно или негативно настроено по отношению к школе. Так, к примеру, семеро учеников из 6,8 и 9 классов имеют низкий уровень школьной мотивации, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, а для пятерых подростков из 5-8 классов школа представляется враждебной средой. Любопытно, что в числе последних оказалась высокоуспевающая ученица – отличница из 8 класса.
           Рассматривая общий уровень школьной мотивации учащихся 5-9 классов МОУ "Оськинская СОШ" (см. рис.2) отметим, что более половины учащихся (56%) в целом позитивно относятся к школе. Однако  44% школьников испытывают определенные трудности в учебной деятельности.
          Давая анализ исследования уровней школьной мотивации и общего отношения к учёбе школьников – подростков, следует сказать, что школьная мотивация, как и любой другой частный вид мотивации, определяется целым рядом специфических факторов. Во-первых, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета и др.
          А.В. Кирьякова, О.И. Седых, В.С. Собкин, исследуя ценностные ориентации школьников, довольно убедительно демонстрируют низкую значимость учения и познавательной деятельности в системе ценностных координат современных подростков. Это обусловлено не только чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, но и возрастными особенностями учащегося. Так, по мнению А.А. Реана, по мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминирующие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места. И, прежде всего, это связано с тем, что учеба перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. Данное обстоятельство мы  рассматриваем как одну из возможных объективных причин отсутствия среди исследуемых учеников высокого уровня школьной мотивации.
           Вместе с тем, около половины опрошенных учеников (48%), отвечая на вопрос № 9 анкеты, указали, что у них в классе мало друзей, либо нет вообще. Кроме того, 38% школьников на вопрос №10  ответили отрицательно, либо выбрали нейтральный вариант ответа. Следует отметить, что в этой группе оказались большинство подростков, имеющих низкий уровень школьной мотивации, негатив к школе. По нашему мнению, это объясняется как малой неполняемостью классов, так и склонностью группы подростков к конфликтности и агрессивности.
          Выявить отношение школьников к образовательному учреждению позволили ответы на первые три вопроса:  45% учащихся «не очень» нравится в школе, 48% - нравится, и 7% - не нравится. Вместе с тем, 74% учащихся утром более или менее  радостными идут в школу, в то время как 26%, просыпаясь, предпочли бы остаться дома. Кроме того, при возможности выбора в конкретной ситуации (вопрос 3) , 37 % учащихся пошли бы в школу, а 26% остались бы дома.
          Выявлению субъектных особенностей педагогов школы и, прежде всего, их отношений к ученику, к делу помогли ответы на  8 вопрос. Примечательно, что положительно ответили 37% учащихся. Столько же (37%) затруднились ответить, и лишь 26%  ответивших удовлетворены степенью взаимодействия с педагогами школы. Динамика изменения желания учащихся иметь менее строгого учителя (см. рис. 3) показывает, что наибольшую потребность в этом имеют младшие подростки  (5, 6 классы), и учащиеся 9 класса. Любопытно, что у подростков 6 класса, имеющих самый низкий уровень учебной мотивации (см. рис.1), выявлена наибольшая степень заинтересованности в менее строгом учителе.

Рис. 3. Динамика изменения потребности учащихся иметь менее строгого учителя по классам

            Анализ ответов учащихся на вопросы 4, 5, 6, 7 позволили нам в целом выявить общее отношение школьников к организации образовательного процесса в  учреждении и выявить некоторые любопытные факты. Так, 44 % нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки, 56% - дали нейтральный ответ («не знаю»), и ни один ученик не дал ответа «не нравится». Кроме того,  37% подростков хотели бы, чтобы им не задавали домашних заданий, 44% - затруднились ответить, и лишь 19% учащихся 5-9 классов не хотели бы, чтобы им не задавали домашних заданий. Однако, любопытно,  что 70% школьников, отвечая на шестой вопрос  анкеты, не хотели бы, чтобы в школе остались одни перемены, и лишь 3% - хотели бы. Также, в пользу положительного отношения школьников к организации образовательного процесса, говорит тот факт, что 82% подростков более или менее регулярно рассказывают о школе родителям, в то время как 18% (в основном это дети из многодетных семей) о школе не рассказывают. Анализируя данные результаты, вслед за Л.И. Божович, можно предположить, что в данном случае борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние учащихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимостью делать уроки.
        Анализ сформированности уровня школьной мотивации учащихся 5-9 классов позволяет выдвинуть предположение о необходимости непосредственного участия  школы в стимулировании и осознании мотивов, потребностей и ценностей учащихся - подростков. Благодаря исследованиям Л.И. Божович, А. К. Марковой, Т. А. Матиса, А. Б Орлова, М.В. Матюхиной, Е.П. Ильина, В.И. Чиркова и др.  в отечественной психологии известно достаточно много конкретных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности: способ раскрытия учебного материала, организация работы над предметом малыми группами, отношение между мотивом и целью, проблемность обучения, содержание обучения, стиль педагогической деятельности учителя.
            Данное исследование и полученные данные служат как точкой отсчета при изучении уровня школьной мотивации современного сельского школьника-подростка в выборке, так и аналитическим инструментом при целенаправленном создании комплекса условий, способствующих решению социокультурных задач социализации подростков, проживающих в сельском социуме. 

Литература:
1. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. /А.В. Кирьякова. Учеб. пособие. Л., 1991.
2. Седых О.И. Исследование ценностных ориентаций подростков в возрастных группах: 11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет. Человек и общество: История и современность: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4/ [ под общей ред. М.В. Шакуровой]. –Воронеж: ВГПУ, 2005.-с.143-147.
3. В.С. Собкин. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников. / В.С. Собкин /Социологические исследования. – 2006. - №7. - с.106-115.
4. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся .М.: Высшая школа, 1990.

               на главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



          © 2010 ShIP & ShII [www.oskino2.narod.ru]                     Обновлено 06.05.2010 22:27

Besucherzahler mail order brides
счетчик посещений
Hosted by uCoz